×
Аренда новых автомобилей в черногории - Avis Montenegro

Аренда новых автомобилей в черногории

Заказать машину

Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы. В IV веке здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 годах).

Монастырь Острог, Черногория

В 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можно назвать святителя Савву. В 1219 году Святой Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа.  Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (1236 г.), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви.

Патриаршество установлено в 1346 году, первый Патриарх Сербский Иоанникий (1354 г.) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов.

Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей — мученика Лазаря (1389) и Стефана Щиляновича (1515).

Черногорское княжество Зета до второй половины XIV века входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 году князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. В конце XVII века черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени и до 1851 года Черногорией управляли Черногорские митрополиты, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. В то время Черногорская православная церковь была автокефальной.

После  окончания Первой мировой войны все сербские территории были объединены под скипетром династии Карагеоргиевичей, а в религиозном плане — под властью патриарха Сербской Православной Церкви. Декретом регента (и. о. монарха) Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Александра Карагеоргиевича от 17 (30) июня 1920 года государство признало возрождение «объединенной Сербской Православной Церкви», а православная Черногорская церковь стала Черногорско-Приморской митрополией.

Кафедра Черногорско-Приморской митрополии находится в Цетинье. Правящий архиерей -  митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Викарий - епископ Будимльский Иоанникий (Мичович).

После крушения советской власти и появления центробежных стремлений в Югославских республиках, в Черногории активизировались сторонники автокефалии (они существовали и в советское время). Это закончилось народным сбором в Цетинье 31 октября 1993 года, на котором был избран Митрополит независимой Черногорской церкви (это традиционный метод избрания главы церкви в Черногории) Антоний Абрамович, возглавлявший  новую юрисдикцию, которую остальной православный мир не признал, до своей смерти в 1996 г.

6 января 1997 на таком же собрании новым митрополитом был избран Мираш Дедич, после пострига ставший Михаилом. 15 марта 1998 года он был посвящен в епископы Болгарским раскольничьим Патриархом Пименом и семью епископами этой юрисдикции. 1 октября 1998 произошла его интронизация в Цетинье.

В январе 2000 года ЧПЦ была официально зарегистрирована черногорскими властями, и с тех пор  на территории Черногории действуют две юрисдикции - Сербской и Черногорской автокефальной церквей. Даже приблизительное соотношение верующих этих юрисдикций не известно. Количество священнослужителей ЧПЦ не превышает десяти, и многие из них живут за пределами Черногории, в том числе в России.

Сейчас в крохотной Черногории около 50 монастырей. Из них  более 30 – действующие. Монастыри часто находятся в труднодоступных горных районах.

Святые места в Черногории

Монастыри в Черногории

Прибрежный район

Мужские Женские
Монастырь Градиште (Петровац)Монастырь Баня (Рисан)
Монастырь Михольска Превлака (Тиват)Монастырь Рустово (Свети Стефан)
Монастырь Подмаине (Будва)Монастырь Дульево (Свети Стефан)
Монастырь Савина (Герцег-Нови)
Монастырь Прасквица (Свети Стефан)
Монастырь Режевичи (Петровац)
Станиевичи (Будва)

Центральный и северный районы

Мужские Женские
Цетиньский монастырьМонастырь Добриловина
Монастырь ОстрогМонастырь Добрска Челия /Добрская Келья 
Монастырь МорачаМонастырь Ждребаоник
Монастырь Джурджеви СтуповиМонастырь Дуга Морачка
Монастырь БиелаМонастырь Жупа Никшичская
Монастырь Дайбабе    Монастырь Подластва
Монастырь Златица    Монастырь Челия Пиперска /Келья Пиперская
Монастырь Косиерево     
Монастырь Пива     
Монастырь Подврх     
Монастырь Подмалинско    

Скадарское озеро

Восстанавливающиеся монастыри

Новые монастыри в стадии строительства

  • Монастырь во имя свв. Кирилла и Мефодия 
  • Свято-Преображенский монастырь 
  • Монастырь во имя св. Архангела Михаила

Сопредседатель Союза православных братств игумен КИРИЛЛ (САХАРОВ) о Черногории:

– Черногория была единственным в мире православным теократическим государством, центром которого стал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье, а главой – православный митрополит. Этот край освящен подвигами великих святых. Это святой король-мученик Иоанн-Владимир, современник святого равноапостольного князя Владимира, святой Симеон Мироточивый (†1200) – основатель независимой Сербской державы. Его сын – святой Савва Сербский - был основателем Сербской Церкви, ее первым архиепископом. Брат святого Саввы – святой Стефан Первовенчанный стал первым сербским королем. Черногорию можно назвать непокоренной скалой православия, выстоявшей между двумя необъятными океанами – католицизмом и исламом. Черногория стала первой из православных стран Европы, установившей постоянные дипломатические отношения с Россией.

С первых же минут пребывания на черногорской земле меня охватил какой-то особый подъем. Чистейший воздух, красивые горы, яркие образы духовных вождей, князей и царей черногорского народа, о которых я читал все три часа пути в самолете, – все это произвело неотразимое впечатление.

Черногория – страна святых и святынь. Она мала, но бесценна и тверда как алмаз, который веками безуспешно стремились раздробить и присвоить враги Христа. Это страна – камень, страна – крепость, страна – герой. Черногорцы громили турецкие войска, превышающие их силы в несколько раз. Однажды, после такой их победы, турки, в отместку, в одном селе сожгли двух священников-учителей и 40 учеников.

Годы Второй мировой войны были для Черногории страшными, особенно для духовенства, большинство которого было просто уничтожено, в том числе митрополит Иоаникий (†1945). Я думал, что эти злодеи коммунисты только в нашем доме столько зла учинили, в основном, в довоенное время, а оказывается, что они сотнями и тысячами убивали и в Черногории. Меньше, чем Дахау и Освенцим, известен, но более страшен был лагерь смерти Ясеновац, из которого практически никто не спасся. Хорватами было уничтожено не менее миллиона сербов. Гонения от коммунистов привели к тому, что к началу 90-х годов, когда во главе митрополии встал владыка Амфилохий, на всю Черногорию было только 9 священников и пара монахов.

С именем митрополита Амфилохия связан новый расцвет православия в Черногории. На сегодняшний день здесь уже более 60 монастырей и несколько сот церквей. Они разделены на четыре епархии, границы которых не совпадают с административным делением страны и выходят за ее рамки. Символом возрождения православия на черногорской земле стал строящийся огромный Воскресенский кафедральный собор, в освящении строительства которого участвовал Святейший Патриарх Алексий II.

В Черногории самый мощный в Сербской Церкви православный издательский дом "Светигора". Митрополия ведет круглосуточное вещание по радио. В храмах Черногории за требы не берут никакой фиксированной платы – только пожертвования на добровольных началах. Духовным отцом митрополита был известный сербский старец Иустин Пóпович, причисленный Сербской Церковью к лику святых. Владыка – самый образованный и ученый митрополит Черногории за всю ее многовековую историю. К сожалению, в 2006 году произошло печальное разделение – Черногория отделилась от Сербии по сомнительным результатам народного референдума. Референдум был выигран с минимальным преимуществом в 1500 голосов албанцев-мусульман, которым черногорскими властями было дано гражданство и право голоса. Накал напряжения в отношениях с прозападными властями Черногории привел к тому, что митрополит благословил не поминать их за богослужениями. В прошлом году Черногория признала независимость Косова. Протестующих против этого предательства, сплотившихся вокруг митрополита Амфилохия, было во много раз больше, чем участников проправительственной демонстрации. Владыка любит играть на национальном инструменте. Когда он это делает, то напоминает библейского Давыда, играющего на гуслях.

Вспоминаю первую службу в Цетинском монастыре. Обстановка благодатная, много икон из России. Пели по церковно-славянски, а ектеньи служащий священник возглашал по-сербски, выходя при этом из алтаря под амвон. Псалтырь, как правило, всегда по-сербски читают. Наверное им так более понятен, например, предначинательный 103 псалом с его "змием", "его же создал еси ругатися ему" (оказывается, это о ките резвящемся), онагрями (дикие ослы) и гадами "имже несть числа". Служил священник без фелони, в одной патрахили. Пение однозначно более одухотворённое, аскетичное в сравнении с партесом в наших монастырях.

Миряне активно подходят под благословение, называют имена: Мирко, Драгоман, Борислав, Мирослав, Светлица, Ивица, Живица и др. Невольно восклицаю – "какая поэзия ваши имена!" А одна из женщин в ответ – "русская душа – поэзия!" Вот такая милая перекличка… Монахи аскетичные, приветливые, излучают неподдельную доброжелательность. Подумалось: ну хоть кто-то любит нас, сиволапых северных медведей.

Часть духовенства Сербии и Черногории обучалась в России, а часть – в Греции – отсюда некоторая коллизия позиций. Сам митрополит занимает центристскую позицию. Он учился в Греции, служил здесь на приходе 12 лет, преподавал в Свято-Сергиевском Богословском Институте в Париже.

Скажу немного о том, на что я обратил внимание во время утренней службы в монастыре. "Бог Господь" диакон провозгласил неожиданно без стихов. Мне объяснили, что эти стихи читаются втай, т.е. негромко. После кафизм седальны пели. Диакон после каждой ектении поворачивался лицом к молящимся и делал поясной поклон. "Богородицу и Матерь Света" он возглашал в алтаре у престола (так и по старому обряду). На "Мир всем" – отходил в сторону и становился в полоборота. Хвалитные стихи у них всегда читаются. Окончание утрени было несколько необычно. Открылись царские врата и лицом к народу священник возгласил "Сый благословен Христос Бог наш". После "утверди Боже" начали читать первый час. Евангелие читают на середине храма лицом к народу. Ектении об оглашенных не было. На великом входе в конце херувимской песни несколько поминаний – как я понял, единого текста нет. На евхаристическом каноне, начиная с пения "Достойно и праведно" (так и в старых текстах – только два слова), все тайные молитвы читались вслух. Честно говоря, при всем своем консерватизме, не могу сказать, что по вопросу о чтении т. н. тайных молитв, я полностью определился. С одной стороны, "дисциплина аркана", т. е. они только для посвященных, чтобы внешние не использовали бы услышанное гласно для кощунства – есть такое объяснение. К тому же, св. Иоанн Златоуст их сделал "тайными", т. е читаемыми не громко вслух, чтобы не удлинять богослужение. А мы начинаем сами расставлять акценты – здесь вот удлиняем, а в другом месте сокращаем. С другой стороны, не лишены оснований аргументы тех, кто практикует чтение этих молитв вслух. При этом они обычно ссылаются на книгу протоиерея Николая Афанасьева "Церковь Св. Духа", в которой автор сетует, что молящиеся в храме слышат на евхаристическом каноне только обрывки слов, оторванных от контекста. О. Николай считает, что, не слыша этих молитв, молящиеся лишаются большого духовного богатства, т.к. тайные молитвы исполнены глубокого смысла. На возгласе "Изрядно о Пресвятей" – трезвон. Священник, причастившись, частицы о живых и умерших сразу опускает в чашу. Получается, что он ими тоже причащает мирян. Странно … Ведь что делает священник прежде чем он сам причащается? После возгласа "Святая святым" он разламывает Св. Агнец на четыре части. Одна ("исполнение") сразу опускается в чашу, второй он причащается сам, а две остальных раздробляет для причащения мирян. В старопечатном служебнике сказано, что никакие другие частицы – от Богородичной просфоры и других частиц, вынутых о здравии и об упокоении, от всего, что лежит на дискосе, не опускаются в чашу перед ее выносом и ни в коем случае никого священник да не причащает. "Они, - сказано в служебнике, - полагаются в чашу, по причащении всех, егда вси причастятся". Вместо запричастного стиха семинаристы очень красиво пели стихи псалма 117 с припевами "яко в век милость Его, аллилуиа" после каждого стиха. Священник, открыв царские врата, трижды произносит "аллилуиа" (а у нас "аллилуиа" поют после причащения мирян). При выносе чаши к словам "со страхом Божиим и верою приступите", после слова "верою", прибавляется "и любовию". Всю службу в храме горели только две большие свечи, стоявшие по краям иконостаса. Подсвечники в храмах встречаются очень редко. Свещи богомольцы ставят под навесом в церковном дворе. Зрелище множества пылающих свещей в черных железных ящиках напоминает жаровню. Обратил внимание на то, что у мощей священники на просьбы некоторых богомольцев, накрыв их голову патрахилью, читают молитву о здравии. Крест, лежащий на мощах, миряне сами берут и целуют. В Цетинском монастыре в конце литургии наблюдал, как совершается "крестная слава" у сербов. После заамвонной молитвы священник вокруг покадил хлеб и вино, прочитал молитву и полил хлеб вином. Затем молящиеся лобызали хлеб (по сути это большой каравай) одновременно, с разных сторон, и разламывали его.

Должен еще сказать, что владыка Амфилохий является почетным попечителем нашего храма, и мы постоянно молимся о нем.

Черногорская православная церковь (видео)

.

Скадарский бастион Православия: беседа с настоятелем монастыря Враньина игуменом Петром (Драгойловичем).

На юге современной Черногории расположен уникальный регион. По берегам и на островах крупнейшего на Балканах Скадарского озера действуют многочисленные православные монастыри. О сегодняшнем дне Зетской Святой горы нам рассказывает выпускник Московской духовной академии настоятель монастыря Враньина игумен Петр (Драгойлович).

***

– Отец Петр, расскажите немного об истории вашего монастыря?

 Монастырь святителя Николая на полуострове Враньина был основан в 1223 году по благословению первого Архиепископа Сербского Саввы (Неманича). Вернее, в те годы завершилось его строительство, начатое около 1217 года. По преданию, и место для обители выбрал сам святитель Савва. Однажды, когда он проходил этими землями, лежавшими на юге средневековой сербской державы, то встретил юношу пастуха. Прозрев в юноше будущего монаха и епископа, Савва позвал его стать пастырем словесных овец. Пастух, подобно святым апостолам, послушался гласа Божия, вышедшего из уст святого, оставил свое бессловесное стадо и последовал за учителем, определившим ему место для подвига. Это и была Враньина – тихое и благодатное место на берегах реки Морачи и Скадарского озера. По благословению святого Саввы и с помощью богатых пожертвований его брата святого сербского короля Стефана Первовенчанного монастырь быстро начал строиться. Святой Савва постриг подвижника, дав ему монашеское имя Иларион. Молодой монах был поставлен первым настоятелем Враньинской обители, посвященной переносу мощей святителя Николая.

Вскоре после начала строительства обители, в 1219 году, Сербская Церковь обрела самостоятельность и стала автокефальной, а святитель Савва стал первым Сербским Архиепископом. Одной из восьми епархий, основанных им, была Зетская, на трон которой был поставлен настоятель Враньины Иларион. Он переселился в монастырь архангела Михаила на полуострове Михольска Превлака под Тиватом, но никогда не переставал заботиться о Враньине.

На протяжении более двух столетий, с 1223 по 1479 годы, обитель получала богатые дары от сербских королей и князей, владевших Зетой вплоть до завоевания ее турками. В середине XIV века, в период расцвета сербской государственности, обитель стала метохом сербского монастыря архангела Михаила в Иерусалиме. В этот период в ней было около 500 насельников. Это был единственный ставропигиальный монастырь в Зете, располагавший большой автономией в отношении церковных и государственных властей.

Во время турецкого владычества монастырь сильно страдал, особенно в 1714 году, когда был буквально стерт с лица земли Нуман-пашой Чуприличем, и в 1843 году, когда был снова полностью разрушен Осман-пашой Скопляком.

Монастырь пережил ужасы Первой и Второй мировых войн, а после 1945 года, с установлением новой системы власти под руководством антихристиански настроенного Иосифа Броза Тито, пережил великие страдания, отнятие земли и гонения на ее игумена Романа (Вукмановича). В тяжелые времена богоборческой атеизации народа монастырь после упокоения отца Романа в начале 1960-х годов остался без монахов и опустел. В начале 1970-х годов опустевшую обитель постигло еще одно несчастье: в пожаре погиб большой монастырский корпус.

Только в 1998 году монастырь снова начал оживать и восстанавливаться. Работы еще много, и мы находимся в начальной стадии обновления обители. Особое значение для нас имеют частые визиты русских паломников, священников и монахов. Их помощь и поддержка, как духовные, так и материальные, очень важны.

– Мы знаем, что в истории вашей обители прослеживается определенная связь с Россией…

– Да, эта связь с Россией занимает особое место в истории нашего монастыря. Спустя 40 лет после полного разрушения в 1843 году обитель была восстановлена именно благодаря России – защитнице всех православных христиан. Россия не забыла свою маленькую православную сестру на Балканах – Черногорию. В 1886 году при князе Черногории Николе I Петровиче на средства, посланные российским императором Александром III, большим другом сербского народа, монастырь был снова восстановлен. Из России были присланы и все необходимые богослужебные книги, множество икон и богослужебные сосуды. Воскрешение обители произошло благодаря любви к этой земле русского императора, называвшего княжество Черногорию «самым верным союзником России».

Сегодня духовный покой, возвышенная красота природы, богатая церковная история этих мест, их связь с Россией привлекают сюда русских паломников. Стало уже традицией, что русские священники не только посещают наш монастырь, но и остаются в нем на несколько дней. Здесь они находят отдохновение своей душе и, служа с нами Божественную литургию на церковнославянском языке, ощущают, что гостят у самых близких и родных братьев.

Многие из наших русских друзей, пожив здесь, со слезами на глазах и великой благодарностью уезжают назад в Москву, Петербург, Ярославль, Лесосибирск или Киев, но потом опять возвращаются. Это место манит как сильный духовный магнит. Кто однажды посетит Враньину, тому трудно снова сюда не вернуться.
 
 
Древняя традиция помощи нашей обители от матери-России и русских христиан продолжается. Недавно мы получили в подарок из России икону священноисповедника и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей, частицы мощей святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского, позолоченный мощевик, множество прекрасных икон, священнических одежд, стихарей, паникадил, церковных книг.

Русские братья во многом помогли нам украсить сильно обветшавший монастырский храм, расширить и отремонтировать монастырский корпус, приобрести необходимую сельскохозяйственную технику, купить несколько ульев пчел.

Мы воздаем им открытым сердцем, христианской любовью и гостеприимством, духовным теплом нашего монастыря. Во Враньине развевается не только флаг Сербской Церкви, но и российский государственный триколор. Наш монастырь не только сербский, но в той же степени и русский. Когда русские паломники видят много икон русских святых в нашем храме и российский флаг, гордо развевающийся в тысячах километров к югу от Москвы, многие просто сияют от радости. Часто я говорю русским: «Добро пожаловать в ваш русский монастырь». Сначала они не понимают и смотрят на меня с удивлением. Но когда они видят, насколько сербы и сербские монахи любят русских и Россию, то все им становится намного понятней.

– На берегах и островах Скадарского озера и возле него сейчас действуют несколько монастырей. Что представляют собой эти обители? И можно ли говорить о каких-то особенностях монашеской жизни здесь?

– Возле крупнейшего на Балканах Скадарского озера еще с начала IV века, после Миланского эдикта императора Константина Великого 313 года, начали появляться многочисленные храмы, а уже в начале V века и первые монастыри. Монастыри возникали как на самом берегу озера, так и в его окрестностях и в городе Скадаре. Самым известным был монастырь мучеников Сергия и Вакха на берегах реки Бояны. В средние века сербский князь Иоанн-Владимир построил около озера монастырь Успения Пресвятой Богородицы, в народе известный как Пречиста Краинска. Сербские средневековые правители из династий Неманичей, Мрнявчевичей, Балшичей и Црноевичей с начала XIII и до середины XV веков построили на Скадарском озере десять монастырей. Здесь были и десятки малых монастырских келий, в которых жили пустынножители, бежавшие перед арабским нашествием из Иерусалима, с Синая и Ближнего Востока. В конце XIV и первой половине XV веков здешние монастыри и кельи были населены в основном так называемыми исихастами-синаитами, принесшими с собой знаменитый Синайский пустынножительный устав.

Пустынножители раз в неделю собирались в монастыре Враньина на всенощное бдение, которое заканчивалось рано утром Божественной литургией. После исповеди и принятия святого причастия они удалялись в свои небольшие монастыри и кельи, где жили неделю в полном безмолвии и непрестанной Иисусовой молитве, занимаясь при этом каким-нибудь рукоделием.

С того времени вся область Скадарского озера стала называться Зетской Святой горой. В XV веке настоятелем Враньины был знаменитый исихаст и церковный писатель Никон Иерусалимлянин, автор двух знаменитых трудов: Шестоднева (1439) и Горицкого сборника (1440–1441). Никон был духовником игуменьи Благовещенского монастыря на острове Бешка благоверной Елены (Балшич-Хлебельянович), дочери святого князя Лазаря Косовского. Их духовная переписка стала значительным явлением сербской православной духовности XV века и европейской средневековой церковной литературы.

После турецкого порабощения в конце XV века, последующего многовекового притеснения от турецких завоевателей практически все монастыри частично или полностью были разорены и запустели. Хотя процесс их обновления начался еще в конце XIX и начале XX веков, но из-за общего упадка духовной жизни он шел довольно медленно. Особенно тяжелым было положение после Второй мировой войны, во время владычества безбожного коммунизма.

Последние 15 лет идет интенсивный процесс обновления монастырей и монашеской жизни. Восстановлены монастыри Враньина, Орахово, Горни Брчели, Старчева Горица, Бешка, Морачник, Ком, Риека Црноевича, в процессе обновления монастырь Космач. Особая заслуга в обновлении нескольких обителей принадлежит великому строителю и молитвеннику архимандриту Хризостому (Нешичу), настоятелю Успенского монастыря на острове Ком.

Особенности монастырской жизни на Скадарском озере заметны и сегодня. Монастыри примечательны не только своим расположением (на островах или полуостровах), но и особым образом жизни в тишине и ритме, схожем со средневековым. До сих пор здесь есть обители, где нет электричества и постоянного источника питьевой воды. У многих монахов нет желания пользоваться некоторыми техническими средствами и плодами современной цивилизации. Время здесь как будто остановилось и течет немного медленнее, а жизнь проходит в мире, Божественной литургии, Иисусовой молитве и духовной радости, часто совершенно незаметной для внешнего мира, безумно бегущего по дебрям современной эпохи.

– Отец Петр, спасибо за интересный рассказ о прошлом и настоящем обителей. Хотелось бы задать и вопрос, напрямую связанный с будущим монастырей в Скадарском регионе. Сейчас озеро является естественной границей между Черногорией и Албанией. Когда-то по всему периметру его берегов жили православные сербы: здесь было множество сербских сел, крепостей, стоял древний христианский город Скадар. Сейчас ситуация иная: вокруг озера практически повсеместно расселились албанцы. На черногорском берегу расположены албанские деревни. Албанцы населяют районы, непосредственно примыкающие к столице Черногории Подгорице. И албанское население неуклонно растет. А мы хорошо знаем, к чему это привело в соседних Косово и Метохии, что наводит на определенные тревожные мысли о будущем Скадарского региона. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Прежде чем ответить на вопрос о будущем, я хотел бы вновь вспомнить о прошлом нашего края.

Город Скадар был под этим именем основан императором Константином Великим. До того он носил иллирийское название Розафа. Покоренные римлянами иллирийские племена были постепенно ассимилированы и практически исчезли. После святого Константина город активно развивался и стал большим торговым и культурным центром с множеством христианских святынь, самой известной из которых является древний монастырь мучеников Сергия и Вакха – его остатки и сейчас видны у реки Бояны около Скадара. Монастырь обновляла святая Елена Неманич Анжуйская.

В ходе переселения славянских племен в VI–VII веках сюда добрались и сербы. С VII по XII века Скадар в основном находился под властью Византийской империи, но сербские правители с переменным успехом боролись за самостоятельность. В эту борьбу включалось и сербское княжество Зета. Хорошо известен первый святой сербский князь Иоанн-Владимир, современник равноапостольного русского князя Владимира Киевского.

С конца XII и до конца XIV века Скадар находился в руках сербских правителей и был одним из духовных и экономических центров сербского государства. С конца XIV до конца XV века за него боролись турки и венецианцы. С конца XV и до начала XX века, то есть до Балканских войн 1912–1913 годов, он входил в Османскую империю.

В 1913 году, благодаря упорным стараниям Австро-Венгрии, Германии и Италии и дипломатической помощи Великобритании, было образовано государство Албания, на территории которого в тот момент проживало более 30 процентов неалбанского населения. Наиболее многочисленными были греки на юге и сербы на севере, особенно в Скадарском регионе. Фактически Албания была образована в тот момент, когда православные народы после 500 лет рабства уже освободили Балканы от турецких завоевателей. Опасаясь распространения православного влияния на юг, а особенно русско-сербской дружбы и естественного русского влияния на единоверную Сербию, европейские страны сошлись около одной, в сущности антиправославной, идеи образования нового государства в Европе, которое будет вне сербского и, таким образом, вне русского влияния.

Так Скадарский регион по воле европейских держав был фактически разделен на две части. Одна треть Скадарского озера с тех пор принадлежит Албании, а две трети – Черногории. Сейчас в приграничной зоне около Скадарского озера с черногорской стороны живет частично и албанское национальное меньшинство, исповедующее в основном ислам и частично католичество. С албанской стороны границы проживает и древняя сербская популяция в Албании (сербы живут в основном в самом Скадаре и его окрестностях).

Под давлением турок (особенно в XVII–XIX веках) и албанских властей с начала 20-х годов XX века сербы из преобладающего и автохтонного населения края превратились в национальное меньшинство. Жестоко притесняемые, они или постепенно были изгнаны или перешли в ислам, а частично и в католичество. Следующим этапом стала ассимиляция сербского населения и превращение сербов в албанцев. Открыто преследовал сербов в Албании и коммунистический диктатор Энвер Ходжа. Их насильно вынуждали менять имена и фамилии, лишали собственности. Была запрещена какая бы то ни было религиозная и культурная жизнь. Некогда преобладавший в Скадаре и Северной Албании сербский народ сейчас лишь меньшинство, борющееся за свои элементарные права. Я хотел бы обратить внимание на то, что сербы в регионе являются автохтонным населением.

Однако и это, и то, что именно Зета с городом Скадар и Скадарским озером – колыбель известных сербских средневековых династий Неманичей, Воисавлевичей, Балшичей и Черноевичей, не мешает некоторым современным албанским политикам в Черногории присваивать сербские православные монастыри (например Старчеву Горицу, Бешку, Морачик). Албанцы присваивают себе развалины древнейшего монастыря Пречиста Краинска, построенного в конце X – начале XI века святым князем Иоанном-Владимиром. Вдохновляемые проалбанскими политическими настроениями на Западе представители албанских партий в Черногории не перестают угрожать монашествующим и верующим Православной Церкви. Сами албанцы признают, что ктиторами всех монастырей на озере были сербские средневековые правители, однако, несмотря на это, провокации со стороны албанцев каждый год повторяются.

Нередко на фундаменте Пречистой Краинской можно увидеть кучу мусора, намеренно оставленную албанцами. Этот монастырь до сих пор не восстановлен, потому что находится вблизи албанского села Острос, жители которого противятся его восстановлению.

Особо бесстыдные и провокационные заявления делает в последнее время Мехмет Барди, руководитель одной из влиятельных албанских национальных партий в Черногории. Недавно он потребовал от черногорского парламента и государственных органов убрать православный храм Святой Троицы на горе Румия над Баром. Этот храм был разрушен в XVI веке турками, а несколько лет назад восстановлен.

Опираясь на некоторые сомнительные турецкие документы времен Османской империи и исходя из логики голого албанского национал-шовинизма, который поддерживается Западом, эти албанские политические лидеры Черногории стараются добиться того, чтобы православное монашество выселилось с островов Старчева Горица, Бешка и Морачик, а монастыри были переданы в управление албанцам. Как албанцы их «охраняли» и ими «управляли» при Османской империи и при коммунистической диктатуре, свидетельствует то, что монастырские храмы были превращены ими в стойла для скота, полные козьего помета.

С приходом митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия на кафедру Цетинской митрополии положение дел значительно улучшилось: все монастыри освящены и сейчас вновь ожили. Весь регион Скадарского озера с девятью действующими православными монастырями Зетской Святой горы представляет собой первый бастион Православия, выдвинутые вперед духовные сторожевые башни и живые светильники непобедимости истинного христианства. Это чувствуют и все враги Богочеловека Христа, и прежде всего отец всякой лжи сатана. Поэтому молитвенная и всякая иная поддержка Православию в Черногории, и прежде всего православному монашеству обителей Зетской Святой горы, находящейся на границе миров и цивилизаций, – святой долг всякого христианина.

Мы, православные сербы, с вами, православными братьями русскими, по словам величайшего серба из Черногории святителя Петра Цетинского, «единоверный, единородный и единокровный народ». Дай Бог, чтобы святая Русь возрастала в наших сердцах и небесная Сербия – в ваших. Поэтому мы должны молиться друг за друга, посещать друг друга и друг другу помогать.

С игуменом Петром (Драгойловичем) беседовал иеромонах Игнатий (Шестаков)

pravoslavie.ru

*******

Быстрая навигация по сайту

Новости 
Аренда машин в Черногории, Описание машинТест-драйвы машинУслуги рент-а-карПамятка водителямКоротко об услугах и ценахЗаказать машину в ЧерногорииКупить машину в ЧерногорииНаши предложения партнерам Цены 
История ЧерногорииОсновная информация о ЧерногорииПолезные телефоны в ЧерногорииКлимат и погода, Города ЧерногорииДостопримечательности ЧерногорииПравославие и монастыри, Кухня ЧерногорииКультура Черногории,Праздники и фестивалиТранспорт и дороги в ЧерногорииПляжи ЧерногорииДайвингРафтингГорнолыжные курорты,Карты Черногориифотоальбом "Черногория" 
Община БарИстория БараДостопримечательности БараПогода в Баре, Легенды общины Бар 
Отзывы клиентовОставить отзывФотоальбомы клиентовСоветы соотечественникам 
Расписание авиарейсов, Цены на авиабилетыЭлектронные билетыПравила таможенного контроляОграничения на провоз жидкостейАвиа-новости 
Контакты

Города ЧерногорииТиватКоторПераст, РисанГерцег-Нови, ИгалоУлциньБарПетровацБудваСвети Стефан,ПодгорицаНикшич, ДаниловградЦетиньеОсновные города Севера Черногории (Колашин, Мойковач, Биело поле, Беране, Плевля, Рожае, Жабляк, Плав) 
Достопримечательности ЧерногорииОстрог - монастырьКоторский залив (Бока Которская)Ловчен - гора, мавзолейАда Бояна - островСкадарское озероДурмитор - национальный парк и гораТара - река, каньон, рафтингБиоградска гора - озеро, лес